Интервью Всеволода Татаринова по актуальным вопросам МЛМ

Kak шутят физики

Когда-то, в ответ на мою похвальбу о знакомстве с методиками
математического планирования эксперимента Оля Бондурко
попросила меня поделиться опытом, но, в связи с плотностью
учебного графика групп Silver и Gold, я так и не удосужился

это сделать. Пытаюсь наверстать вдогонку. Самая большая
проблема, с которой мы сталкиваемся в обыденной жизни,
занимаясь анализом каких-либо эмпирических данных-
отсутствие воспроизводимости, на которое народ обычно

внимания не обращает. Ну, например,если я скажу, что дома
тепло, а на улице холодно, все со мной согласятся сначала.
Но на самам деле летом может быть наоборот, а может и не
быть, то есть надо учитывать дополнительные важные факторы,

которые экспериментаторы в ряде случаев упускают. Чтобы
на такую несуразность не налететь,надо проводить измерения
по нескольку раз в одинаковых условиях и если при этом
результаты будут разительно отличаться, значит либо ты

меряешь неподобающим инструментом (например длину
предмета с помощью резинки),либо упускаешь какое-то
важное условие (типа зима-лето). А чтобы протестировать
свою измерительную систему, меряют один и тот же эталон

много раз, и оценивают разброс результатов, позволяющий
оценить погрешность измерения. В совершенстве освоив этот
подход, я неоднократно применял его против своих друзей
и приятелей. Привожу типичный пример.Было это еще в

догорбачевские времена, когда алкогольные напитки были
еще качественные и продавлись без ограничений. Один мой
приятель любил потреблять дорогие разновидности коньяков
и удивлял меня способностью отличить три звездочки от

пяти (сам я этого не мог никогда). И вот, в одной из
совместных командировок в Бердянск, он решил
продемонстрировать свои способности большой аудитории.
Закупили три типа коньяка 3, 4 и 5 звездочек. Взяли

три рюмки, открыли три бутылки, удалили дегустатора
из кухни и тут я вспомнил, что у нас еще была бутылка
самодельной настойки похожего цвета и крепости. Ее-то
и налили во все три рюмки. А дегустатор наш четко

определил в какой рюмке коньяк 3 звездочки, а в какой
5, после чего был публично признан ЛОХОМ, даром что
доктор химических наук! А наблюдать за тем,как дегустатор
многозначительно катал на языке глоточки одной и той же

настойки из разных рюмок и определял их звездность было
приятно и прикольно. Вот таким подходом к проведению
эксперимента я пользуюсь всегда и рекомендую вам помнить
о моем примере.

16 комментариев:

  1. Булат, как всегда очень ярко и образно!!! Из твоего поста я поняла главное, что физиков не надо бояться - у вас все хорошо с чувством юмора. Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Булат,спасибо! Каждый выноси то, что слышит.Я уяснила, что не надо бояться признаться в незнании , чтобы тебя не считали лохом.

    ОтветитьУдалить
  3. Мужчины любят поприкалываться! И смех и наука!

    ОтветитьУдалить
  4. Да, недаром говорят: "Будь проще, и люди к тебе потянутся". А про коньяк мне понравилось)))

    ОтветитьУдалить
  5. Насмешил,Булат!Вспомнила, как мы в школе развели так парня.Налили компот и сказали опоздавшему, что это вино, и что мы все уже выпили.Он долго упирался, а потом долго закусывал и глубоко дышал.Такие вот детские игры...

    ОтветитьУдалить
  6. А мне нравятся физики . Это очень творческие и юморные люди. У меня младший сын физик-аспирант юморит по полной. Булат ты молодец. мне нравятся твои посты.

    ОтветитьУдалить
  7. Булат, жёстко , но справедливо...
    Спустил, так сказать, с небес...

    Мужик-то долго переживал?

    ОтветитьУдалить
  8. Нет, Лена, он отходчивый и, когда надо, очень забывчивый. И в своей Канаде такого казуса уже не упомнит...

    ОтветитьУдалить
  9. Отличный пост! Спасибо, Булат, за урок! Взяла себе на заметку.

    ОтветитьУдалить
  10. Желание отличиться, всегда идёт параллельно с возможностью оказаться лохом и это факт реальности - именно это очень ярко, Булат описал в своём посте. Понимание и принятие этого, даёт свободу для действий!

    ОтветитьУдалить
  11. Булат! Случай, забавный, разумеется! И запоминающийся! А что ты хотел сказать этой фразой: "Вот таким подходом к проведению эксперимента я пользуюсь всегда...".

    ОтветитьУдалить
  12. Люба, я всегда, прежде чем мерить что-либо определяюсь с погрешностью измерения и воспроизводимостью. В моем примере погрешность измерения оказалась выше эффекта (способности различить вкус напитков).

    ОтветитьУдалить
  13. Булат! Отвечу как радиоинженер физику: очень грамотный и профессиональный подход! У меня такой же!

    ОтветитьУдалить
  14. Булат, спасибо за поучительную историю! С физикой я "на Вы", поэтому этот пример применения метода из физики к житейской ситуации, пожалуй, один из немногих, который я встречал.

    ОтветитьУдалить
  15. Булат, а как же раньше твой профессор удивлял способностью различать звездочки?

    ОтветитьУдалить
  16. Сергей, это было его личное утверждение. Все верили на слово!

    ОтветитьУдалить

Ratings and Recommendations by outbrain

Интервью Всеволода Татаринова

.................. Нажмите красную кнопку(в новом окне) для прочтения текстовой версии

МОЯ ВИЗИТКА